Митрофанова И.В., Шкарупа Е.А., Батова В.Н. Экспорт продукции российского АПК: опыт южно-российских территорий и новые возможности развития

Инна Васильевна Митрофанова
Федеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация; Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Екатерина Александровна Шкарупа
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Вера Николаевна Батова
Пензенский государственный технологический университет, г. Пенза, Российская Федерация

Аннотация. Реализация Федерального проекта «Экспорт продукции АПК» укрепляет и расширяет экспортный потенциал страны, способствуя усилению позиций в рейтинге основных мировых экспортеров. За прошедшие три года Российская Федерация поднялась на три пункта, заняв 17-e место в данном аспекте. Такой результат предопределили принятые и реализуемые концепции продвижения сельскохозяйственной продукции на внешние рынки. В свою очередь они позволяют наращивать экспортную выручку, реализовывать инвестиционные проекты, модернизировать существующие площадки и открывать новые линии. В статье продемонстрирована динамика экспорта продукции АПК, представлены структура и объем экспорта продукции АПК субъектами ЮФО, изучен прирост экспорта. Приведенные статистические показатели экспорта продукции в разрезе отраслей подтверждают расширяющийся потенциал субъектов ЮФО. Изучены инвестиционные возможности экспорта продукции АПК России, сделаны выводы об ограничении реализации экспортных проектов малым и средним бизнесом по причине отсутствия финансовых ресурсов. Представляет интерес создание концепции национального дистрибьютора продукции агропромышленного комплекса, способствующей расширению экспорта на целевых рынках и выходу на новые. Решение актуальных проблем перспективных экспортеров (недостаточный опыт в организации процесса поставок в розничные сети, дефицит связей и контактов с зарубежными покупателями, барьеры в поисках соответствующих зарубежных партнеров, высокие затраты на логистику (преимущественно при отгрузке партий продукции пробного образца), достаточно низкий уровень маркетинговой поддержки и экспертизы в продвижении) также будут входить в круг задач национального дистрибьютора. Осознавая важность в развитии такого механизма, задача государства состоит в расширении мер финансовой поддержки предприятий, участвующих в продвижении продукции АПК таким образом.

Ключевые слова: национальный дистрибьютор продукции АПК, экспорт, экспортный потенциал, экспортные проекты, инвестиционная активность, экспортная выручка.
Цитирование. Митрофанова И. В., Шкарупа Е. А., Батова В. Н., 2022. Экспорт продукции российского АПК: опыт южно-российских территорий и новые возможности развития // Региональная экономика. Юг России. Т. 10, № 4. С. 236–250. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2022.4.21

Вложения: /eng/contacts/2_Mitrofanova_etc.pmd.pdf