Иншакова Е.И. Развитие старопромышленных регионов ЮФО в условиях цифровизации экономики: роль цифровой B2B-торговли

Елена Ивановна Иншакова
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье обосновывается значимость технологической модернизации предприятий старопромышленных регионов России, в том числе цифровой, охватывающей все стадии организации производственного процесса, для придания импульса их развитию в условиях перехода к новому технологическому укладу. Такой переход должен осуществляться с учетом императива разрешения возникающих противоречий между традиционными и инновационными факторами развития региональных хозяйственных систем этого типа, для которых характерна низкая восприимчивость к инновациям, воспроизводящая несбалансированность регионального развития. Проведенный анализ динамики основных показателей развития промышленного сектора, формирования инфраструктуры цифровой экономики и инновационной активности предприятий и организаций Волгоградской и Ростовской областей позволил дополнительно аргументировать наличие взаимосвязи между низкой восприимчивостью к инновациям предприятий старопромышленных регионов Юга и недостаточной степенью диверсификации и наукоемкости производимой ими продукции, возникновением перекосов в субъектной и товарной структуре регионального экспорта. В данном контексте широкое применение новых цифровых технологий (как технологий «общего применения», подобно другим NBIC-технологиям) рассматривается в качестве эффективного способа активизации всех факторов развития всех секторов экономики старопромышленных регионов России и обеспечения весомого вклада в решение приоритетных задач Стратегии пространственного развития РФ до 2025 г. и осуществления их модернизации в условиях четвертой промышленной революции. Обоснована необходимость ускоренного формирования в регионах старопромышленного типа инфраструктуры цифровой торговли в сегменте B2B, включая рост числа отечественных (с внутренней логистикой) B2B-маркетплейсов (специализированных и универсальных), как фактора активизации участия хозяйственных субъектов во внутренней и внешней торговле, снижения уровня межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации технологического и социально-экономического развития, повышения устойчивости и безопасности развития регионов такого типа в РФ.

Ключевые слова: старопромышленный регион, новый технологический уклад, модернизация, цифровизация экономики, цифровая торговля, цифровая B2B-торговля, конкурентоспособность.

Цитирование. Иншакова Е. И., 2021. Развитие старопромышленных регионов ЮФО в условиях цифровизации экономики: роль цифровой B2B-торговли // Региональная экономика. Юг России. Т. 9, № 3. С. 87–99. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2021.3.8

Вложения:  /eng/contacts/3_Inshakova.pdf