Петрова Е.А., Усачева И.В., Ревенко В.Г. Стратегии поведения промышленного предприятия на энергетических рынках как инструмент реализации принципа рационального поведения

Eлена Александровна Петрова
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Ирина Витальевна Усачева
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Виталий Геннадьевич Ревенко
Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Для обеспечения устойчивости своего рынка энергоемким промышленным компаниям необходимо решать вопросы эффективного использования энергии. Компании, готовые к повышению тарифов, структурным изменениям на топливно-энергетических рынках и нехватке энергоресурсов, имеют более широкий спектр вариантов реагирования на новые вызовы, создаваемые внешней средой, и снижения своих рисков. Эта задача становится особенно актуальной в контексте развития экономики замкнутого цикла, направленной на оптимизацию ресурсов, энергосбережение, безотходное производство и бизнес-модели, основанные на максимальной операционной эффективности. В статье описаны основные принципы рационального поведения, которые служат основой для эффективной реализации различных стратегий (стратегии продавца, покупателя или комбинированная стратегия) для промышленных предприятий. Показана связь между рациональным поведением и управлением потенциалом энергетического рынка в компании, как сочетанием технологических, экономических и организационных действий, выполняемых потребителем энергии на конкурентном рынке, и эффективного управления рыночными рисками. Формы внесетевого электроснабжения и условия их применения в производстве были проанализированы на примере мини-ТЭЦ. Предложенная классификация стратегий поведения предприятия на энергетическом рынке позволяет сделать рациональный выбор среди различных вариантов поведения, соответствующих конкретным маркетинговым целям компании. Выбор может быть сделан путем анализа технологических особенностей производственных процессов, определения маркетинговых целей компании, проверки объема спроса и структуры спроса (предложения) на основную продукцию компании, а также объема необходимой энергии для производства. Показано, что по мере того как технологии малой генерации становятся все более продвинутыми, наличие источника энергии на месте становится более привлекательным вариантом. Наряду с проникновением интеллектуальных технологий в основные производственные практики и переходом к новой энергетической парадигме создаются условия для комплексного использования запасов различных ресурсов.

Ключевые слова: стратегии принятия решений, бизнес-модели, энергетический рынок, рациональное поведение, промышленные предприятия, возобновляемые источники энергии, система электроснабжения.

Цитирование. Петрова Е. А., Усачева И. В., Ревенко В. Г., 2021. Стратегии поведения промышленного предприятия на энергетических рынках как инструмент реализации принципа рационального поведения // Региональная экономика. Юг России. Т. 9, № 1. С. 163–174. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2021.1.14

Вложения: /eng/contacts/5_Petrova_etc..pdf