Самоховец М.П., Гречишкина Е.А., Глазкова Н.Г. Внешняя торговля Республики Беларусь: тенденции и перспективы
Мария Павловна Самоховец
Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Елена Александровна Гречишкина
Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Наталья Георгиевна Глазкова
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Развитие экспортно-импортных отношений и объем внешнеторговых операций непосредственно влияют на приток иностранной валюты в страну, насыщенность белорусского рынка, эффективность финансовой деятельности субъектов хозяйствования и формирование доходов государственного бюджета. В этой связи особую роль приобретает развитие внешней торговли и ее государственного регулирования в условиях постоянного изменения внешних факторов. В статье внешняя торговля рассматривается как важный фактор экономического развития и анализируется с позиций экспорта и импорта товаров и услуг для выявления существующего положения, тенденций и перспектив развития внешней торговли Республики Беларусь. Цель статьи состоит в оценке и выявлении особенностей развития внешней торговли Республики Беларусь в международной бизнес-среде для эффективного управления внешнеторговой деятельностью как Республики Беларусь в целом, так и отдельных субъектов хозяйствования. Основными исследуемыми показателями являются экспорт, импорт, баланс и товарооборот, доля экспорта и доля импорта в ВВП Беларуси. На основании официальных данных Национального статистического комитета Республики Беларусь проведен сравнительный анализ динамики и структуры внешней торговли Беларуси по основным видам товаров и услуг, изучено географическое распределение экспорта и импорта по основным странам. В результате проведенного анализа сделаны следующие выводы: наблюдается значительная доля экспорта и импорта в ВВП Беларуси; имеется отрицательное сальдо внешней торговли товарами; экспорт и импорт осуществляются преимущественно со странами СНГ (особенно с Российской Федерацией); минеральные продукты занимают наибольший удельный вес в товарной структуре экспорта и импорта Беларуси; транспортные услуги занимают наибольший удельный вес в структуре экспорта и импорта услуг Беларуси.
Ключевые слова: внешняя торговля, экспорт, импорт, экспорт товаров, экспорт услуг, Республика Беларусь.
Цитирование. Самоховец М. П., Гречишкина Е. А., Глазкова Н. Г., 2020. Внешняя торговля Республики Беларусь: тенденции и перспективы // Региональная экономика. Юг России. Т. 8, № 3. С. 15–23. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2020.3.2
Вложения: /eng/contacts/2_Samohovec_i_dr.pmd.pdf