Хохлов В.А., Бобарыкина Е.Н. Маркетинговая политика предприятий розничной торговли на локальном рынке алкогольной продукции

Вячеслав Александрович Хохлов 
Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского 
norma2007@meta.ua 
ул. Севастопольская, 21/4, 295015 г. Симферополь, Российская Федерация 

Елена Николаевна Бобарыкина 
Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского 
elena_bobarykina@mail.ru 
ул. Севастопольская, 21/4, 295015 г. Симферополь, Российская Федерация 

Аннотация. Целью исследования является совершенствование маркетинговой деятельности торгового предприятия как важнейшего условия его эффективной работы на соответствующем товарном рынке. Маркетинговая деятельность торговых предприятий на рынке алкогольной продукции имеет значительные отличия от рыночной деятельности прочих предприятий, поскольку: это рынок специфичного, социально-опасного продукта; данный рынок является объектом жесткого государственного регулирования; на рынке алкоголя применяется особая информационная система ЕГАИС; реклама и мероприятия по продвижению алкогольной продукции на потребительских рынках практически запрещены действующим законодательством. Особенностью рынка алкоголя в Республике Крым является собственное производство вин на основе автохтонных сортов винограда и коньяков. Винопродукты в Республике Крым в настоящее время производит 31 предприятие, из которых 26 оснащены оборудованием по розливу вина. Из проблем крымского виноделия, кроме зависимости от импортируемых виноматериалов и спиртов, следует отметить высокую степень физического и морального износа технологического оборудования винзаводов. В сочетании с неразвитостью логистической инфраструктуры, ограничивающей доступ продукции отрасли на рынки материковой России, данные проблемы снижают конкурентоспособность крымской винодельческой продукции. Главной причиной ценовых перекосов в торговле алкогольной продукцией в Крыму считают деятельность дистрибьюторских компаний, через которые проходит вся продукция, даже произведенная в Крыму. Прямые поставки производителей вина и ликероводочных изделий в мелкооптовые и розничные торговые организации практически отсутствуют. Розничным торговым предприятиям на рынке алкогольной продукции Крыма можно предложить реализовать такие маркетинговые мероприятия, как специальные акции для своих постоянных потребителей. Политика высоких торговых надбавок снизит привлекательность торгового предприятия у потребителей. 
Ключевые слова: маркетинг, розничная торговля, алкогольная продукция, локальный рынок, товарная политика, ценовая политика, торговая надбавка.