Гордиенко С.В. Условия и методы повышения эффективности создания регионального туристского продукта

Станислав Викторович Гордиенко 
Научный сотрудник, Лаборатория экономики и управления туристско-рекреационными кластерами, Сочинский научно-исследовательский центр РАН 
stgordi@gmail.com 
ул. Театральная, 8а, 354000 г. Сочи, Российская Федерация 

Аннотация. Экономика Российской Федерации неэффективна во многих сферах деятельности. Отчасти это связано с технологическим отставанием. Однако снижение показателей эффективности российской туриндустрии связано еще и с недопониманием преимуществ создания регионального туристского продукта. Кроме того, малодоступность зарубежных технологий создания комплексных турпродуктов и отсутствие подобных отечественных разработок критично для эффективности результатов стратегического планирования в части развития туризма в муниципалитетах и субъектах РФ. Методологически исследование основано на методах анализа и синтеза, теоретико-эмпирических методах и методе формализации. Методически исследование опирается на концептуально разработанный автором технологический подход и сформированный перечень обязательных макроэлементов технологических решений как необходимых условий для повышения эффективности создания регионального турпродукта. В статье обосновано, что использование технологического подхода и инструментария технологических решений делает процесс создания регионального турпродукта более эффективным. Также проведен анализ понятий экономической и внеэкономической, социальной, технической и интегральной эффективностей. Предложена сформированная автором иерархия видов и подвидов эффективности. Представлены варианты положительного и отрицательного взаимного влияния видов эффективности при их интеграции. В итоге выявлено, что для определения эффективности создания регионального турпродукта требуется интегрирование всех уровней и видов эффективности. Предложены методы исчисления экономической, внеэкономической и интегральной эффективности при создании регионального турпродукта. Обозначены ошибки определения эффективности при реализации масштабных проектов. Результаты будут полезны для оценки эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств при реализации программ развитии туризма в регионах РФ. 
Ключевые слова: туризм, эффективность, региональный туристский продукт, создание турпродукта, стратегии развития туризма, технологический подход, технологические решения, иерархия эффективности, интегральная эффективность.

Вложения: /2_Gordienko.pmd.pdf