Бухвальд Е.М., Валентик О.Н. Федерализм как институциональный приоритет Cтратегии пространственного развития для России
Евгений Моисеевич Бухвальд
Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, заведующий Центром федеративных отношений и регионального развития, Институт экономики РАН
buchvald@mail.ru
просп. Нахимовский, 32, 117218 г. Москва, Российская Федерация
Ольга Николаевна Валентик
Научный сотрудник, Центр федеративных отношений и регионального развития, Институт экономики РАН
valentik-o@ya.ru
просп. Нахимовский, 32, 117218 г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. В статье акцентируется внимание на недопустимости «обеднения» содержания и целевых установок разрабатываемой Стратегии пространственного развития Российской Федерации. Имеющиеся в этой связи наработки показывают, что Стратегия может повторить тот недостаток Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который связан с отсутствием в нем указаний на особый блок институционального стратегирования. Под таковым традиционно понимается долговременное предвидение и целеуказание на те институциональные новации, которые в перспективе смогут обеспечить достижение приоритетов отраслевого и пространственного развития национальной экономики. К числу важных институциональных доминант перспективного социально-экономического развития, несомненно, относится и совершенствование основных слагаемых российской модели федерализма. Видимая сегодня утрата внимания к этой компоненте институциональной базы устойчивого развития страны явно не оправдана: объявленная ранее «федеративная реформа» по всем имеющимся признакам не завершена. Между тем, нынешнее состояние экономико-правовых основ федеративных отношений не позволяет в полной мере использовать преимущества федеративной государственности для достижения того самого «прорыва», который так необходим России на фоне негативных тенденций в экономике и политике современного мира. Пространственное регулирование – это не только определение основных трендов размещения производительных сил, инфраструктурных объектов и пр., но и поиск наиболее эффективных форм организации экономического пространства страны, максимального задействования ресурсов и инициативы субфедерального звена управления.
Ключевые слова: федеративные отношения, Федерация, субъекты Российской Федерации, пространственное стратегирование, децентрализация управления, бюджетный федерализм, «саморазвитие» регионов.
Вложения: /3_Buhvald_i_dr.pmd.pdf