Ломакина Т.П., Иризепова М.Ш. Проблемы создания бюджетных резервных фондов в субъектах Российской Федерации

Татьяна Павловна Ломакина 

Доктор экономических наук, профессор кафедры теории финансов, кредита и налогообложения, Волгоградский государственный университет 

ppevg@mail.ru 

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация 

Маргарита Шамильевна Иризепова 

Кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения, Волгоградский государственный университет 

irizepovams@volsu.ru 

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация 


Аннотация. Бюджетные резервы и резервные фонды редко включаются в исследования современной финансовой науки. Следствием этого является малое количество научных статей по этой проблеме. В частности, исследованию резервов в составе бюджетов субъектов Российской Федерации посвящено всего три статьи за последние пять лет. В то же время в практической финансовой деятельности специалисты постоянно сталкиваются с затруднениями в оценке состояния и движения бюджетных резервов и резервных фондов, осуществляемых традиционными методами. Существуют также проблемы терминологического характера: названия резервов в Бюджетном кодексе РФ иногда так неудачны, что требуется их дополнительная маркировка при описании. В данной статье авторами предлагаются итоги анализа всех резервных фондов, которые могут формироваться в бюджетах субъектов РФ: Резервного фонда высших исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, включающего в себя два разных резервных фонда, и Резервного фонда субъекта РФ. Теоретическая значимость этого анализа состоит в демонстрации противоречий, которые возникают при отражении состояния и движения указанных резервов в отчетах об исполнении региональных бюджетов. Кроме того, показаны правовые нарушения, возникающие при формировании некоторых из них в разных субъектах. Практическая часть анализа состоит в разработке предложений, связанных с уточнением терминов при обозначении разного рода резервов. В частности, предлагается некоторые резервы называть «лимитами», поскольку они не накапливают финансовые ресурсы, а лишь ограничивают расходы на финансирование некоторых мероприятий. Помимо этого обосновано положение о том, что резервы нельзя относить ни к бюджетным доходам, ни к бюджетным расходам. Они должны иметь самостоятельный раздел для своего учета. 

Ключевые слова: Резервный фонд высших исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, Резервный фонд исполнительных органов государственной власти субъектов РФ на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, Резервный фонд субъекта РФ.

Вложения: /5.1_Lomakina, Irizepova.pmd.pdf