Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Логинова Е.Ю. Экономический ребрендинг и стратегия развития региона: кузбасская модель

Юрий Абрамович Фридман 

Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН 

yurifridman@mail.ru 

ул. Весенняя, 28, 650000 г. Кемерово, Российская Федерация 

Галина Николаевна Речко 

Кандидат экономических наук, доцент, заведующая лабораторией, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН 

rgn.kem@mail.ru 

ул. Весенняя, 28, 650000 г. Кемерово, Российская Федерация 

Екатерина Юрьевна Логинова 

Кандидат политических наук, старший научный сотрудник, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН 

katrin.2007@mail.ru 

ул. Весенняя, 28, 650000 г. Кемерово, Российская Федерация 


Аннотация. В статье дан анализ основных рисков и конкурентных преимуществ в контексте реализации в Кемеровской области «Стратегии социально-экономического развития региона до 2025 года». К основным внутренним рискам отнесены снижение конкурентоспособности, и в первую очередь уровня жизни населения; низкая инновационность экономики; большой внешний долг; снижение управляемости регионом. Внешние риски – волатильность цен на первичное сырье на мировых рынках, зависимость от иностранных технологий и от государственной политики в сфере добычи и использования ресурсов. Одновременно дана оценка конкурентных преимуществ региона. Главное преимущество Кузбасса – мощный ресурсный потенциал углеводородов. Регион сохранил и модернизировал угольно-металлургический кластер, не утратил потенциал в ряде сегментов машиностроения, химической промышленности, индустрии строительных материалов, пищевой отрасли. В преддверии разработки новой «Стратегии развития Кемеровской области на период до 2035 г.» обсуждается использование экономического ребрендинга как инструмента реализации новой парадигмы и концепции развития региона. Дано сущностное определение экономического ребрендинга региона как изменение взглядов на развитие региона и изнутри, и извне, основанное на смене парадигмы и концепции развития, переоценке драйверов и ресурсов развития территории. Сформулированы основные постулаты и принципы экономического ребрендинга. Во-первых, неправомерно противопоставлять ресурсный и инновационный пути развития. Ни в настоящее время, ни в обозримом будущем в Кемеровской области нет серьезной альтернативы сырьевому (в первую очередь угольному) пути развития экономики. Во-вторых, главная проблема Кузбасса заключается не в отказе от ресурсного направления роста, а в формировании его нового качества, включающего не только «монетизацию», но и «социализацию» получаемых эффектов, конвертацию инноваций не только в прибыль для инвесторов, но и в качество жизни людей. Подробно описаны основные цели и задачи региональной Стратегии-2035. 

Ключевые слова: Кузбасс, регион, стратегия развития, внешние и внутренние риски, конкурентные преимущества, экономический ребрендинг, парадигма, концепция, цели, задачи, драйверы, ресурсы. 

Вложения:  /13_Fridman_i_dr.pmd.pdf