Красникова Т.С., Марача В.Г. Проблемы вовлечения общественности в процесс стратегического планирования в России: являются ли цифровые технологии выходом?

Татьяна Сергеевна Красникова 

Кандидат экономических наук, исполнительный директор, ООО «Научные разработки» 

jane78_2001@mail.ru; info@nrzr.ru 

ул. Авиамоторная, 50/2, 111024 г. Москва, Российская Федерация 

Вячеслав Геннадиевич Марача 

Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, просп. Вернадского, 82, стр. 1, 119571 г. Москва, Российская Федерация; доцент, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Каширское шоссе, 31, 115409 г. Москва, Российская Федерация; вице-президент, Национальная гильдия профессиональных консультантов 

maratcha@yandex.ru 

пер. Газетный, 3-5, стр. 1, 125009 г. Москва, Российская Федерация 


Аннотация. В статье описаны две основные группы проблем вовлечения общественности в процесс стратегирования и показано, что они приводят к ограничениям общественного участия в процессе стратегирования, а обсуждения стратегических вызовов и предложений по их преодолению, высказываемых реальными стейкхолдерами, не происходит. Авторами поставлен вопрос о том, в какой мере данные проблемы решаются с помощью современных цифровых технологий. На основе анализа опыта ряда российских регионов показано, что основная причина невысокой активности общественного обсуждения – переносимый в интернет-пространство низкий уровень доверия общественности к существующим институтам общественного участия, подпитываемый неготовностью органов государственной власти к горизонтальной (коммуникационной, диалоговой) модели обсуждения. В то же время цифровые технологии действительно расширяют спектр возможностей для горизонтального взаимодействия государственной власти и стейкхолдеров в процессе стратегирования, упрощают его. Цифровые технологии организуют общение людей на территории, способствуя образованию сообществ, что позволяет работать в процессе стратегирования уже не с мнениями отдельных людей, а с сообществами, внутри которых выдвигаемые идеи и мнения прошли активное обсуждение на различных «цифровых» коммуникативных площадках. Благодаря сообществам удается эффективно встраивать в стратегии инициативы, идущие снизу вверх. Однако при доминировании «технократического» подхода есть риск консервации устаревших институциональных структур и моделей управления. Таким образом, цифровые технологии действительно способствуют вовлечению общественности в процесс стратегирования – правда, при условии формирования горизонтальной коммуникации, а не при «оцифровке» существующих российских коммуникационных подходов. 

Ключевые слова: вовлечение общественности, процесс стратегирования, цифровые технологии, общественное участие, партнерское взаимодействие государственной власти и стейкхолдеров, образование сообществ, диалоговая модель обсуждения. 

Вложения: /9_Krasnikova__Maracha.pmd.pdf