Митрофанова И.В., Мельникова Н.С., Батманова В.В. Региональное стратегирование: некоторые итоги 2014–2017 годов
Инна Васильевна Митрофанова
Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, Лаборатория региональной экономики Южного научного центра РАН просп. Чехова, 41, 344006 г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация; профессор кафедры экономической теории, мировой и региональной экономики, Волгоградский государственный университет
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Наталья Сергеевна Мельникова
Ассистент кафедры мировой экономики и финансов, Астраханский государственный университет
ул. Татищева, 20А, 414056 г. Астрахань, Российская Федерация
Виктория Викторовна Батманова
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, мировой и региональной экономики, Волгоградский государственный университет
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Анализ практики стратегирования в субъектах Федерации в 2014–2017 гг. показал, что следствием отсутствия должного нормативно-методического обеспечения процесса стратегического планирования в регионах, варьирования требований к содержанию и наполняемости разделов стратегий, разной детализации подходов к организации процесса их разработки является копирование их содержания, необъективность оценки конкурентных позиций регионального социохозяйственного комплекса. Во многих уже утвержденных, доработанных и только обсуждаемых стратегиях основные принципы стратегического планирования (единство и целостность, сбалансированность, согласованность, разграничение полномочий и др.) соблюдаются фрагментарно, что во многом связано с отсутствием важнейших федеральных документов, в частности стратегии пространственного (территориального) развития. К началу 2018 г. около 1/3 региональных стратегий имеют горизонт планирования до 2020 г., и, так как принятие главных для процессов регионального стратегирования документов (Стратегия социально-экономического развития РФ, Стратегия пространственного развития РФ) ожидается, вероятнее всего, к середине 2018 г., то реальная активизация процесса стратегического планирования должна произойти именно в этом году. Авторами исследуются особенности стратегического планирования в субъектах ЮФО, где к началу 2018 г. утвержденные стратегические документы социально-экономического развития до 2030 г. имели 2 из 8 субъектов, а в других регионах с разной степенью интенсивности ведется разработка проектов и идет процесс обсуждения с привлечением стейкхолдеров, бизнеса, науки, населения.
Ключевые слова: регион, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, стратегия, проект, сценарий, государственная программа.
Вложения: /7_Mitrofanova_i_dr.pmd.pdf