Липина С.А., Беляевская-Плотник Л.А., Сорокина Н.Ю. Стратегическое планирование в России: возможность и необходимость применения зарубежного опыта
Светлана Артуровна Липина
Доктор экономических наук, руководитель отделения «Мировой океан и Арктика», заместитель председателя, Совет по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли, Министерство экономического развития Российской Федерации, ул. Вавилова, 7, 117997 г. Москва, Российская Федерация; заведующая лабораторией, Высшая школа государственного управления, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
просп. Вернадского, 82, корп. 9, 119571 г. Москва, Российская Федерация
Любовь Александровна Беляевская-Плотник
Кандидат экономических наук, доцент, Департамент антикризисного управления и финансов, Институт экономики и антикризисного управления, ул. Вавилова, 53, корп. 3, 117312 г. Москва, Российская Федерация; старший научный сотрудник отделения «Мировой океан и Арктика», Совет по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли, Министерство экономического развития Российской Федерации
ул. Вавилова, 7, 117997 г. Москва, Российская Федерация
Наталья Юрьевна Сорокина
Кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, пер. Стремянный, 36, 115093 г. Москва, Российская Федерация; научный сотрудник отделения «Мировой океан и Арктика», Совет по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли, Министерство экономического развития Российской Федерации
ул. Вавилова, 7, 117997 г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Обобщен опыт стратегического планирования в системе государственного управления высокоразвитых стран, оценены возможности и конкретизированы условия его применения в Российской Федерации. В качестве объекта исследования выбраны системы стратегического планирования США, Франции и Японии, гибко сочетающие государственное централизованное планирование и механизмы рыночного саморегулирования в процессе обеспечения условий устойчивого социально-экономического развития. Обосновано, что условием построения эффективной системы стратегического планирования является вовлечение в процесс ее создания всех ключевых заинтересованных сторон, прежде всего бизнес-сообщества и населения в лице органов региональной власти и управления. Позитивный опыт стратегического планирования СССР и развитых зарубежных стран свидетельствует, что важнейшей институциональной предпосылкой успешной реализации стратегических программ и планов является сильная роль государства в экономике. Обосновано, что результативность стратегических планов существенно выше в тех странах, где государством созданы специализированные (профильные) институты, ответственные за разработку и реализацию документов стратегического планирования. Создание такого рода институтов становилось первым шагом руководства стран, принявших решение о создании национальной системы стратегического планирования. Аргументировано, что эффективная система государственного стратегического планирования должна не только обеспечивать целеполагание и конкретизировать направления социально-экономического развития, но и определять важнейшие ключевые параметры бюджетной, структурной и региональной политик государства, охватывающих общегосударственный, региональный и муниципальный уровни управления. Одной из важнейших проблем системы стратегического планирования в Российской Федерации обозначено отсутствие прозрачного механизма формирования системы отчетности о реализации документов стратегического планирования на всех уровнях системы государственного и муниципального управления, прежде всего на федеральном уровне.
Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование, зарубежный опыт, заинтересованные стороны, институты, мониторинг.
Вложения: /4_Lipina_i_dr.pmd.pdf