Липина С.А., Беляевская-Плотник Л.А., Сорокина Н.Ю. Стратегическое планирование в России: возможность и необходимость применения зарубежного опыта

Светлана Артуровна Липина 

Доктор экономических наук, руководитель отделения «Мировой океан и Арктика», заместитель председателя, Совет по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли, Министерство экономического развития Российской Федерации, ул. Вавилова, 7, 117997 г. Москва, Российская Федерация; заведующая лабораторией, Высшая школа государственного управления, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 

s.lipina@mail.ru 

просп. Вернадского, 82, корп. 9, 119571 г. Москва, Российская Федерация 

Любовь Александровна Беляевская-Плотник 

Кандидат экономических наук, доцент, Департамент антикризисного управления и финансов, Институт экономики и антикризисного управления, ул. Вавилова, 53, корп. 3, 117312 г. Москва, Российская Федерация; старший научный сотрудник отделения «Мировой океан и Арктика», Совет по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли, Министерство экономического развития Российской Федерации 

belyaevskaya@inbox.ru 

ул. Вавилова, 7, 117997 г. Москва, Российская Федерация 

Наталья Юрьевна Сорокина 

Кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, пер. Стремянный, 36, 115093 г. Москва, Российская Федерация; научный сотрудник отделения «Мировой океан и Арктика», Совет по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли, Министерство экономического развития Российской Федерации 

sorokina-tula@mail.ru 

ул. Вавилова, 7, 117997 г. Москва, Российская Федерация 


Аннотация. Обобщен опыт стратегического планирования в системе государственного управления высокоразвитых стран, оценены возможности и конкретизированы условия его применения в Российской Федерации. В качестве объекта исследования выбраны системы стратегического планирования США, Франции и Японии, гибко сочетающие государственное централизованное планирование и механизмы рыночного саморегулирования в процессе обеспечения условий устойчивого социально-экономического развития. Обосновано, что условием построения эффективной системы стратегического планирования является вовлечение в процесс ее создания всех ключевых заинтересованных сторон, прежде всего бизнес-сообщества и населения в лице органов региональной власти и управления. Позитивный опыт стратегического планирования СССР и развитых зарубежных стран свидетельствует, что важнейшей институциональной предпосылкой успешной реализации стратегических программ и планов является сильная роль государства в экономике. Обосновано, что результативность стратегических планов существенно выше в тех странах, где государством созданы специализированные (профильные) институты, ответственные за разработку и реализацию документов стратегического планирования. Создание такого рода институтов становилось первым шагом руководства стран, принявших решение о создании национальной системы стратегического планирования. Аргументировано, что эффективная система государственного стратегического планирования должна не только обеспечивать целеполагание и конкретизировать направления социально-экономического развития, но и определять важнейшие ключевые параметры бюджетной, структурной и региональной политик государства, охватывающих общегосударственный, региональный и муниципальный уровни управления. Одной из важнейших проблем системы стратегического планирования в Российской Федерации обозначено отсутствие прозрачного механизма формирования системы отчетности о реализации документов стратегического планирования на всех уровнях системы государственного и муниципального управления, прежде всего на федеральном уровне. 

Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование, зарубежный опыт, заинтересованные стороны, институты, мониторинг. 

Вложения: /4_Lipina_i_dr.pmd.pdf