Елкина А.С., Антосик Л.В., Шевченко Е.С. Анализ динамики средней заработной платы профессорско-преподавательского состава: региональный аспект

Анна Сергеевна Елкина 

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, мировой и региональной экономики, Волгоградский государственный университет 

ElkinaAS@volsu.ru 

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация 

Любовь Валерьевна Антосик 

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, мировой и региональной экономики, Волгоградский государственный университет 

AntosikLV@volsu.ru 

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация 

Екатерина Сергеевна Шевченко 

Ассистент кафедры экономической теории, мировой и региональной экономики, Волгоградский государственный университет 

ShevchenkoES@volsu.ru 

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация 

Аннотация. 

В мае 2012 г. Президент РФ подписал ряд указов, направленных на повышение средних заработных плат работников бюджетного сектора. В частности, Указ № 597 предписывал правительству обеспечить прирост реальных заработных плат на 40–50 % и повышение заработных плат преподавателей до уровня в 2 раза превышающего средние региональные заработные платы. В статье анализируются возможности достижения поставленных Президентом целей и последствия принятия указов для сферы высшего образования. Было выявлено, что, с одной стороны, ввиду очень низких и в отдельные годы отрицательных темпов экономического роста и высокого уровня инфляции невозможно будет выполнить указы в части обеспечения существенного роста реальных заработных плат. С другой стороны, наблюдается существенное увеличение средних заработных плат преподавателей по сравнению с зарплатами по всей экономике в целом. Кроме того, в статье исследуются факторы, обеспечившие такую динамику. На базе данных по 80 регионам РФ авторами был проведен корреляционный анализ для пар показателей, характеризующих относительные приросты средних заработных плат, фондов оплаты труда, количества преподавателей и студентов, которые позволили выявить тесноту связи между ними. В качестве основных факторов, обеспечивших прирост средних заработных плат преподавателей вузов, были выделены: повышение фонда оплаты труда (до 2015 г.), снижение количества преподавателей и доли молодых преподавателей в профессорско-преподавательском составе, увеличение количества студентов, приходящихся на одного преподавателя. 

Ключевые слова: «Майские указы» Президента РФ, средняя заработная плата, бюджетный сектор, высшая школа, профессорско-преподавательский состав, фонд оплаты труда, динамика, рост. 

Вложения:  /10_Elkina_Antosik_Shevchenko.pmd.pdf