Иванова Т.Б., Клейтман А.Л., Вишневский В.С., Переверзев Н.А. Инфраструктурные проекты: опора на естественные производительные силы и специфика жизненного цикла
Татьяна Борисовна Иванова
Доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративного управления, Волгоградский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
ул. Гагарина, 8, 400131 г. Волгоград, Российская Федерация
Александр Леонидович Клейтман
Кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Волгоградский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
ул. Гагарина, 8, 400131 г. Волгоград, Российская Федерация
Владимир Сергеевич Вишневский
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Волгоградский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
ул. Гагарина, 8, 400131 г. Волгоград, Российская Федерация
Никита Анатольевич Переверзев
Кредитный инспектор, Поволжское отделение Сбербанка РФ
ул. Коммунистическая, 40, 400005 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация.
В статье анализируется роль естественных производительных сил и специфика жизненного цикла инфраструктурных проектов на примере транспортной системы. Определяются направления повышения эффективности инфраструктур в исторической перспективе в сочетании со стратегиями развития территорий их тяготения. Теоретико-методологический базис исследования представлен конвергенцией эволюционно-исторического метода анализа, системного, эндогенного и экзогенного подходов, а также совместным использованием теорий сбалансированного развития, пространственной экономики, положений институциональной регионалистики, «новой географии». Авторами особо подчеркивается, что инфраструктурные проекты в местах своего размещения не обеспечивают активизацию общественного производства и собственное эффективное использование автоматически. Для полного раскрытия потенциальных возможностей применения естественных производительных сил, положенных в основу их функционирования, необходимо комплексное развитие обслуживаемых ими территорий, учитывающее возможности эффективной загрузки инфраструктуры. Для инфраструктурных проектов, как и отдельных предприятий, можно выделить от- дельные стадии жизненного цикла – становление, рост, зрелость, падение. Но они являются отражением специфики развития тех хозяйствующих субъектов, для которых создаются общие (инфраструктурные) условия хозяйствования. Поэтому стадия падения (завершения) является для них временной, действующей до тех пор, пока не улучшатся условия функционирования обслуживаемых ею объектов. Это должно учитываться при разработке комплексных программ использования естественных производительных сил, положенных в основу реализации инфраструктурных проектов, развития общественного производства территорий их тяготения, а также системы их взаимного влияния. Проведенный теоретический анализ основан на статистических и архивных материалах о развитии одного из направлений транспортной инфраструктуры Сталинградского края – железнодорожной ветки Сталинград – Владимировка. Исторический анализ ее развития доказывает, что вне комплексного развития территории, даже инфраструктурный проект, основанный на естественных производительных силах, какими являются, например, транзитные возможности рассматриваемой транспортной магистрали (Волгоград – Астрахань), не позволяет максимально использовать имеющийся потенциал и ограниченно влияет на позитивное развитие территории своего размещения.
Ключевые слова: инфраструктура, естественные производительные силы, жизненный цикл, комплексное сбалансированное развитие инфраструктурных проектов и тяготеющих к ним территорий, стратегическое планирование, проект железнодорожной ветки Сталинград – Владимировка, производительные силы Сталинградского края в 20–30-е гг. XX века.