Олейник О.С., Гукова А.В., Антонова Т.И. Малое и среднее предпринимательство в Волгоградской области: основные тенденции развития и государственная поддержка

Ольга Степановна Олейник 

Доктор экономических наук, профессор, заведующая научно-исследовательской лабораторией регионального развития, Волгоградский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 

oleyniko@vags.ru 

ул. Гагарина, 8, 400131 г. Волгоград, Российская Федерация 

Альбина Валерьевна Гукова 

Доктор экономических наук, профессор, директор Института дополнительного образования, Волгоградский государственный университет 

gukova@volsu.ru 

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация 

Татьяна Ивановна Антонова 

Кандидат экономических наук, заместитель руководителя, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области 

p34_ATI@gks.ru 

ул. Володарского, 1, 400066 г. Волгоград, Российская Федерация 

Аннотация. 

В условиях экономического кризиса существующие проблемы развития и поддержки малых и средних предприятий значительно усугубились и стала очевидной необходимость полномасштабных изменений в системе государственной поддержки малого предпринимательства. Цель настоящей статьи – обзор и анализ существующего экономического положения малого и среднего бизнеса, выявление основных проблем, влияющих на его развитие и формирование рекомендаций по совершенствованию существующей системы государственной поддержки. Использованы общенаучные и специальные методы исследования, статистические методы обработки данных. Официальная статистическая информация о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства сформирована по результатам федеральных статистических наблюдений, которые, в соответствии с законодательными актами, проводят один раз в пять лет. Результаты сплошного наблюдения впервые позволили выполнить сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области за 2010 и 2015 гг., в том числе динамику изменения ряда основных показателей малого и среднего бизнеса в современных экономических условиях. Развитие сферы малого предпринимательства имеет особое значение на региональном уровне, что объясняется спецификой этого сектора экономики, его ориентацией преимущественно на местные рынки. Несмотря на значительное количество субъектов малого предпринимательства, вклад их в экономику области незначителен. Действующие предприниматели меняют или расширяют направления и сферы бизнеса, осваивают новые технологии и территории. В результате исследования выявлены и проанализированы основные тенденции и структурные сдвиги в развитии малого и среднего бизнеса Волгоградской области за 2010 и 2015 годы. В ходе исследования установлено, что наряду с имеющимися положительными тенденциями сохраняется ряд проблем, сдерживающих дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса в Волгоградской области. Были сформулированы предложения по оптимизации системы превентивных мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе. Полученные результаты имеют прогнозное значение для разработки органами государственной власти мер поддержки малого и среднего предпринимательства. 

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, малые и средние предприятия, микропредприятия, конкуренция, выручка, основные фонды, инвестиции, финансовая поддержка. 

Вложения:  /5_Oleynik_Gukova _Antonova.pmd.pdf