Чекашкина Н.Р. Стратегии роста предприятий мясоперерабатывающей промышленности Краснодарского края

Наталья Робертовна Чекашкина
Преподаватель кафедры маркетинга и торгового дела, Кубанский государственный университет
chenaro@yandex.ru
ул. Ставропольская, 149, 350040 г. Краснодар, Российская Федерация

Аннотация. В современном турбулентном мире вопрос выбора стратегии развития компании является особо значимым и актуальным при определении перспектив развития бизнеса. Десятилетие 2000-х гг. ознаменовалось динамичным развитием сырьевых рынков, стремительным ростом доходов покупателей, формированием общества потребления и, соответственно, бизнес демонстрировал неуемный рост многопрофильных холдингов и групп компаний, которые развивали диверсифицированные направления путем слияний и поглощений. В настоящий период, когда экономика переживает стагнацию, а потребительская модель поведения претерпевает изменения в сторону жесткой экономии, бизнес также меняет приоритеты стратегического развития. В статье поднимаются актуальные вопросы развития предпринимательства в России в настоящее время. Автором подробно изучены и приведены теоретические подходы к классификации основных стратегий роста: концентрации, диверсификации и вертикальной интеграции; рассмотрены разновидности каждой из стратегий, такие как связанная и несвязанная диверсификация, прямая и обратная вертикальная интеграция; предоставлен подробный материал по развитию научной мысли в области стратегического маркетинга. В качестве предмета исследования была выбрана мясоперерабатывающая отрасль Краснодарского края, которая включает в себя более 20 предприятий, использующих разные стратегии развития. Было выявлено, что 5 из них были ликвидированы по различным причинам, 5 мясокомбинатов входят в различные холдинговые компании в качестве диверсифицированного подразделения, причем внутри собственного подразделения используется как стратегия вертикальной интеграции, так и стратегия концентрации. Остальные используют стратегию как прямой, так и обратной вертикальной интеграции, и лишь 2 предприятия входят в состав вертикально-интегрированного холдинга полного цикла (от производства кормов и животноводства до прилавка в розничной сети). Автором подчеркивается широкое применение стратегий роста на практике, причем в зависимости от размера компании и имеющихся ресурсов наблюдается использование комплекса данных стратегий применительно к отдельным направлениям бизнеса.

Ключевые слова: стратегии роста, стратегический маркетинг, диверсификация, вертикальная интеграция, концентрация, ресурсная концепция, цепочка формирования ценности.

Вложения:  /2_Chekashkina.pmd.pdf