Патракеева О.Ю., Иванов Н.П. Экономическое сотрудничество Краснодарского края и Республики Крым: стратегические перспективы и ограничения

Ольга Юрьевна Патракеева
Кандидат экономических наук, научный сотрудник, Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН
OlgaPatrakeyeva@yandex.ru
просп. Чехова, 41, 344006 г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Николай Прокофьевич Иванов
Доктор экономических наук, профессор, начальник управления по стратегическому развитию, Ставропольский государственный медицинский университет
ivanovstvr@yandex.ru
ул. Мира, 310, 355017 г. Ставрополь, Российская Федерация

Аннотация. Рассматриваемые в статье регионы – Краснодарский край и Крым – являются не только конкурентами на рынках отдельных товаров (винодельческая, сельскохозяйственная продукция) и услуг (сфера туризма), но и стратегическими партнерами в сфере агропромышленного комплекса, в реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов и др. В статье выявлены конкретные перспективные направления экономического сотрудничества Краснодарского края и Крыма. Перспективно наращивание поставок на полуостров кубанских продуктов питания: овощей (картофеля, томатов, огурцов), растительных масел, сахара, круп. Согласно рассчитанному положительному сальдо межрегиональной торговли для Крыма по мясу и мясу птицы (кроме субпродуктов), логично предположить, что данный излишек может экспортироваться на рынки Краснодарского края. Усиление межрегиональных взаимосвязей позволит Кубани и Крымскому полуострову расширить рынки сбыта и повысить качество товаров за счет усиления конкуренции среди производителей. Авторы исследуют проблему неравенства возможностей для развития экономики в Краснодарском крае и Крыму, обусловленную разным уровнем транспортной доступности из основных урбанистических центров страны, различиями в состоянии потребительского рынка, инвестиционными возможностями, институциональными условиями ведения крупного бизнеса и др. Так, цены на поставляемые с материка товары в Крыму за счет высокой транспортной составляющей издержек могут увеличиваться в 1,5–2 раза. Ввод в эксплуатацию Керченского моста позволит как снизить транспортные издержки поставщиков, так и расширить доступ к рынкам сбыта продукции и для Краснодарского края, и для Крымского полуострова. Авторские расчеты инвестиционных ресурсов Кубани и Крыма демонстрируют их недостаточность для реализации «Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года», однако необходимые финансовые ресурсы могут быть привлечены из других южных регионов, заинтересованных в расширении кооперационных связей.

Ключевые слова: межрегиональное сотрудничество, транспортная инфраструктура, инвестиции, торговля, производство, Краснодарский край, Крым.

Вложения:  /3_Patrakeeva_i_dr.pmd.pdf