Канцеров Р.А., Гедиев К.Т., Клинцевич Р.И., Школьникова Н.Н. Повышение конкурентоспособности аграрного сектора Карачаево-Черкесской Республики

Канцеров Рашид Александрович
Кандидат экономических наук, профессор, директор экономического института, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия
kancerovr@mail.ru
ул. Ставропольская, 36, 369000 г. Черкесск, Российская Федерация

Гедиев Керим Таубиевич
Кандидат экономических наук, доцент кафедры организации производства и предпринимательства в АПК, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия
ker0910@yandex.ru
ул. Ставропольская, 36, 369000 г. Черкесск, Российская Федерация

Клинцевич Роман Иванович
Начальник отдела программного обеспечения учебного процесса, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия
Klintsevich@mail.ru
ул. Ставропольская, 36, 369000 г. Черкесск, Российская Федерация

Школьникова Нина Николаевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия
nnshkolnikova@mail. ru
ул. Ставропольская, 36, 369000 г. Черкесск, Российская Федерация

Аннотация.
В статье исследуются вопросы, связанные с анализом конкурентоспособности предприятий аграрной сферы экономики Карачаево-Черкесской Республики. В качестве методики анализа конкурентной среды предлагается использование индекса Херфиндаля – Хиршмана (HHI), для определения неравномерности позиций лидеров рынка используется коэффициент Линда. В частности, проводится определение индекса концентрации объемов производства озимой пшеницы, дается характеристика конкурентной среды на рынке этой культуры, приводится анализ потенциальной конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий по административным районам КЧР. На основе анализа выводится рейтинг районов республики по потенциальной конкурентоспособности и конкурентоспособности условной продукции. По методике И. Паршутиной проводится оценка конкурентоспособности продуктовых подкомплексов АПК КЧР. Повышение конкурентоспособности аграрной сферы видится в формировании стратегических объединений, предлагается структура такого объединения в свеклосахарном подкомплексе. Авторы считают, что стержневым элементом стратегического объединения должна быть интегрирующая продуктово-технологическая цепочка, основная цель которой – распределение добавленной стоимости конечного продукта таким образом, чтобы добиться минимальной отпускной (а в перспективе розничной) цены. Для этого предлагается механизм маркетинга взаимодействия, при котором принимаются решения исходя из общих целей объединения в области обеспечения конкурентоспособности за счет достижения минимальной добавленной стоимости по всей технологической цепочке, с одной стороны, и минимализации издержек – с другой. Создание такого объединения позволит за счет более оптимальной организации процесса производства и переработки сельскохозяйственной продукции снизить ее себестоимость и повысить конкурентоспособность до величин, обеспечивающих эффективное импортозамещение.
Ключевые слова: конкуренция, импортозамещение, производство сельскохозяйственной продукции, технологическая цепочка, эффективность, конкурентоспособность, продовольственная безопасность, маркетинг взаимодействия, стратегические объединения, синергетический эффект.

Вложения: /4_2_Kanzerov.pmd.pdf