Селиванов В.В., Плешакова М.В., Крюкова А.Л. Анализ экономической эффективности предприятий сферы туризма и гостеприимства крымской туристской дестинации
Виктор Вениаминович Селиванов
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в г. Ялте, г. Ялта, Российская Федерация
Марина Владимировна Плешакова
Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация
Анастасия Леонидовна Крюкова
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в г. Ялте, г. Ялта, Российская Федерация
Аннотация. В статье исследуются факторы, характеризующие качество работы организаций туристско-рекреационной сферы, их проявление и влияние на эффективность деятельности в сфере туризма, что необходимо для оценки перспектив развития крымской республиканской туристской дестинации в целом. Так, в перспективе развития отрасли отмечается возможность крупных предприятий более эффективно конкурировать на международном и национальном рынках туристских услуг. В проведенном исследовании отмечается роль каждой формы предпринимательства в развитии экономики региона. В качестве оценочных показателей, которые могут характеризовать масштабность деятельности, были предложены данные среднегодового списочного количества работников и совокупных активов предприятий. С помощью факторов, оказывающих влияние на эффективную работу организаций туристско-рекреационной сферы, проведена оценка эффекта масштаба предприятий в целом по Крыму и для субрегиона Большая Ялта. В проведенном исследовании эффект масштаба рассматривался в качестве преимущества в издержках, которое получает фирма, увеличивая объем производства. Предполагается, что такое преимущество должно возникать из-за обратной зависимости между фиксированными затратами на единицу продукции и ее количеством, то есть чем больше объем произведенной продукции, тем ниже фиксированные затраты на единицу продукции. Однако полученные результаты говорят об отсутствии реализации эффекта масштаба и вследствие этого отрицательном влиянии такой ситуации на эффективность деятельности в целом. В исследовании применялся широкий набор общенаучных методов, таких как анализ и синтез, абстрактно-логический, системный и корреляционный анализ и др. В работе проанализированы официальные статистические данные по предприятиям отрасли, а также литература по данному направлению исследования.
Ключевые слова: показатели, предприятия туризма и гостеприимства, рентабельность, Республика Крым, туризм, эффект масштаба, эффективность, Южный берег Крыма.
Цитирование. Селиванов В. В., Плешакова М. В., Крюкова А. Л., 2024. Анализ экономической эффективности предприятий сферы туризма и гостеприимства крымской туристской дестинации // Региональная экономика. Юг России. Т. 12, № 3. С. 179–187. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2024.3.17
Вложения: /upload/medialibrary/285/b7ckygrjbes0f9e2yejsn7u26zdo986y.pdf