Саргина А.В., Седова Н.В. Оценка транспортной обеспеченности Уральского федерального округа
Анна Валериевна Саргина
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация
Надежда Васильевна Седова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Транспортная обеспеченность является одним из важнейших факторов социально-экономического развития регионов. Уровень развития региона зависит от уровня развития транспортной системы, транспортной инфраструктуры как одной из ее составляющих и уровня транспортной обеспеченности и доступности. В регионах Российской Федерации уровень транспортной обеспеченности варьируется. Целью данной работы является оценка уровня развития транспортной инфраструктуры в субъектах Уральского федерального округа, которая включает анализ количественных показателей транспортной инфраструктуры. В исследовании использованы общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления. Проведено исследование автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного транспорта на территории субъектов Уральского федерального округа. В основе расчета лежат следующие показатели: плотность (густота) транспортной сети относительно территории, плотность (густота) транспортной сети относительно населения, коэффициент Энгеля, коэффициент Успенского, коэффициент Гольца. Проведенная оценка транспортной обеспеченности пространства показывает, что для Уральского федерального округа характерен средний уровень транспортной обеспеченности, если сравнивать с расчетами по стране. За период с 2012 по 2021 г. плотность железнодорожных и внутренних водных путей не изменилась, при этом плотность автомобильных дорог увеличилась на 39 %. Регионами аутсайдерами являются Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, что в основном обусловлено географическими факторами. Недостаточная плотность автодорожной и железнодорожной сетей в этих субъектах частично компенсируется развитым внутренним водным транспортом. Проведенная оценка транспортной обеспеченности показала необходимость улучшения транспортной инфраструктуры. Рассчитанные в рамках анализа показатели могут быть использованы для анализа и мониторинга изменения транспортной обеспеченности регионов при реализации инфраструктурных проектов.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, транспортная обеспеченность, социально-экономическое развитие, коэффициент Энгеля, коэффициент Успенского, коэффициент Гольца, плотность (густота) транспортной сети.
Цитирование. Саргина А. В., Седова Н. В., 2023. Оценка транспортной обеспеченности Уральского федерального округа // Региональная экономика. Юг России. Т. 11, № 2. С. 128–136. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2023.2.12
Вложения: /upload/medialibrary/89b/svd6zia0l08uixwk3n63km9r5zsyw0gj.pdf