Климук В.В. Применение производственных функций образования в системе аналитико-прогнозного моделирования
Владимир Владимирович Климук
Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Республика Беларусь
Аннотация. В данном исследовании сделан акцент на важности совершенствования системы образования как фундаментальной основы развития человеческого капитала. Объектом исследования выступают результаты научно-исследовательской, инновационно-предпринимательской, образовательной, международной деятельности системы высшего образования Союзного государства Беларуси и России, и учреждения высшего образования «Барановичский государственный университет». Предметом исследования является инструментарий моделирования результатов деятельности учреждений высшего образования на основе оптимального сочетания затрат ресурсов при использовании производственных функций. Выделен проблемный вопрос, связанный с применением производственных функций образования в качестве инструмента прогнозирования, планирования и оперативной корректировки ключевых индикаторов оценки эффективности образовательной среды с учетом изменяющихся условий. Проведен обзор литературных источников, отражающих вопросы применения производственных функций, в том числе в образовании. Автором представлен алгоритм применения производственных функций в сфере образования как инструмента анализа и прогнозирования результативных показателей на основе сочетания различных наборов ресурсов (факторов). При этом выделены приоритеты деятельности учреждений высшего образования, систематизированные по 4-м группам возможных результатов (индикаторов эффективности деятельности): научно-исследовательский приоритет, инновационно-предпринимательский, компетентностный и интеграционный. В рамках каждого приоритета предложены возможные результаты (всего предложено 12 показателей, отражающих результаты выполнения выделенных приоритетов). Представлена разработка нескольких вариантов определения оптимального сочетания затрат ресурсов (факторов) для достижения запланированных результатов – в формализованном виде производственной функции образования, соответствующей обозначенным приоритетам. Предложена разработка производственных функций 3-х вариантов: интегрированного (на основе стандартизированных коэффициентов по нескольким показателям в рамках трудового и инвестиционного факторов); локального (на основе разработки отдельных производственных функций под конкретный результативный показатель для отдельной образовательной организации); системного (на основе разработки отдельных производственных функций под конкретный результат для национальной системы образования).
Ключевые слова: производственная функция образования, Союзное государство Беларусь и Россия, трудовой фактор, инвестиционный фактор, результативный показатель, производственные ресурсы.
Цитирование. Климук В. В., 2023. Применение производственных функций образования в системе аналитико-прогнозного моделирования // Региональная экономика. Юг России. Т. 11, № 2. С. 25–34. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2023.2.3
Вложения: /upload/medialibrary/ef8/lrklbnptruyozcmfx0hqvpu5pw2q79hw.pdf