Патракеева О.Ю. Структурно-динамическая модель транспортных эффектов экономического роста (на примере Ростовской области)
ООльга Юрьевна ПатракееваФедеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Аннотация. В настоящее время снятие инфраструктурных ограничений экономического роста для регионов и отраслей экономики является важнейшим приоритетом для России. Актуальность проблемы оценки транспортных эффектов на региональном уровне усиливается в связи с высоким износом существующей инфраструктуры и наличием необходимости строительства новых объектов, способных стать определяющим условием ускорения экономической динамики на уровне регионов. Цель работы заключалась в развитии методологических основ оценки влияния транспортной инфраструктуры на экономическое развитие территорий, построении модельного инструментария оценки эффектов и его экспериментальной проверке на примере Ростовской области, темп роста экономики которой в последние годы демонстрирует выраженное замедление. Модель для Ростовской области позволила получить серию вероятностных оценок сценариев социально-экономического развития региона, исход которых зависит от реализации сценариев и прогнозов инвестиционной активности, динамики пассажиро- и грузопотоков, уровня обеспеченности территории автомобильной и железнодорожной инфраструктурой. Расчеты показали, что увеличение индекса инвестиций в основной капитал и доли инвестиций в сектор «Транспорт» в общем объеме инвестиций в основной капитал, сопровождаемое улучшением качества автомобильных дорог, стимулирует рост валового регионального продукта и грузооборота автомобильного транспорта, в то время как грузооборот железнодорожного транспорта имеет положительную связь только с индексом инвестиций. Экономический рост Ростовской области в 2000–2020 гг. обусловлен долгосрочным мультипликатором инвестиций, сформировавшим структуру транспортных потоков по цепочке создания добавленной стоимости. Количественные оценки эффектов от инвестиций в транспортную инфраструктуру могут быть учтены в программах развития региона для обоснования стратегических задач регионального развития.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, эффект, модель, инструментарий, инвестиции, экономический рост, прогноз, сценарный анализ, стратегия развития, Ростовская область.
Цитирование. Патракеева О. Ю., 2022. Структурно-динамическая модель транспортных эффектов экономического роста (на примере Ростовской области) // Региональная экономика. Юг России. Т. 10, № 4. С. 176–184. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2022.4.16
Вложения: /eng/contacts/8_Patrakeeva.pmd.pdf