Кудряшова И.В., Попова Л.Н. Франчайзинговый рынок в России и Волгоградской области: современное состояние и направления развития
Инна Владимировна Кудряшова
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Лидия Николаевна Попова
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Широкое распространение франчайзинга в современном мире обусловлено обеспечиваемой им возможностью сокращения затрат на разработку и реализацию бизнес-идей. Целью исследования является проведение анализа динамики и структуры рынка франшиз в мире и РФ и определение на его основе перспективных направлений развития франчайзинга в России и Волгоградской области. Для ее реализации были использованы метод компаративного анализа, исторический, а также статистические методы исследования. Сравнительная оценка динамики, а также отраслевой структуры мирового и отечественного франчайзингового рынка за 2014–2020 гг. позволила определить в качестве перспективного направления использования франчайзинга при организации новых предприятий в России и Волгоградской области – открытие предприятий «здорового» питания. Показано, что препятствуют реализации этой идеи в настоящее время недостаточный объем предложения качественных продуктов питания, произведенных в России, и относительная узость целевой аудитории. Обосновано, что способствовать более активному использованию франчайзинга при организации работы ресторанов «здорового» питания могут наблюдаемые в последние годы следующие тенденции: более низкие первоначальные инвестиции по сравнению с традиционным фаст-фудом; рост масштабов производства необходимых продовольственных товаров в России; изменение стиля жизни и соответствующее повышение спроса на услуги сферы общепита; увеличение объемов потребления «правильных» продуктов; массовое увлечение россиян и жителей Волгоградской области физической культурой и здоровым образом жизни. На основе соотнесения препятствующих и содействующих факторов сделан вывод о перспективности использования франчайзинга при организации работы предприятий «здорового» питания в России и Волгоградской области, что позволит увеличить его вклад в создание ВВП, обеспечит рост оборота предприятий общепита и будет способствовать улучшению здоровья россиян.
Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, франчайзи, франчайзер, Волгоградский регион, «здоровое» питание, предприниматель.
Цитирование. Кудряшова И. В., Попова Л. Н., 2020. Франчайзинговый рынок в России и Волгоградской области: современное состояние и направления развития // Региональная экономика. Юг России. Т. 8, № 3. С. 163–174.
DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2020.3.15
Вложения: /eng/contacts/7_Kudryashova_i_dr.pmd.pdf