Бухвальд Е.М., Валентик О.Н. Нужна ли российскому малому бизнесу новая стратегия?
Евгений Моисеевич Бухвальд
Институт экономики РАН, г. Москва, Российская Федерация
Ольга Николаевна Валентик
Институт экономики РАН, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Статья ставит своей задачей обобщить некоторые промежуточные результаты реализации принятой в 2015 г. Стратегии развития российского малого и среднего предпринимательства до 2030 г., а также определить, насколько этот документ стратегического планирования отвечает тем новым условиям, которые сложились в российской экономике, и в частности, в секторе малого и среднего предпринимательства к 2020 году. Авторы акцентируют внимание как на более сильных, так и на менее удачных положениях Стратегии МСП, а также полагают необходимым определить, насколько Стратегия МСП «вписалась» в общую канву документов стратегического планирования, определенных 172-м Федеральным законом о стратегическом планировании. Статья анализирует те сложности, которые в настоящее время сопровождают реализацию Стратегии МСП, содержит предположения относительно возможности практически реализовать те целевые индикаторы по развитию сектора МСП в российской экономике, которые были заложены в Стратегию МСП до 2030 года. Обращается внимание на роль национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который условно можно рассматривать как ориентир и план действий на начальный период реализации Стратегии МСП до 2030 года. Центральное место в статье отведено дискуссии относительно того, можно сегодня считать Стратегию МСП до 2030 г. реально «работающим» документом государственного управления или этот вектор социально-экономической политики государства в настоящее время нуждается в новой стратегической концепции, новой методологии целеполагания, более развернутой системе институтов и инструментов, раскрытии пространственного «среза» государственной политики в отношении МСП с учетом усиления роли регионального и муниципального звена управления.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственное регулирование и поддержка, стратегическое планирование, национальные проекты, пространственное развитие, «экономика высоких рисков».
Цитирование. Бухвальд Е. М., Валентик О. Н., 2020. Нужна ли российскому малому бизнесу новая стратегия? // Региональная экономика. Юг России. Т. 8, № 3. С. 4–14. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2020.3.1
Вложения: /eng/contacts/1_Buhvald_i_dr.pmd.pdf