Жихаревич Б.С., Марача В.Г. Стратегический консультант и заказчик: модели взаимодействия

Борис Савельевич Жихаревич
Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; Институт проблем региональной экономики РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация


Вячеслав Геннадиевич Марача
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Российская Федерация; Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Российская Федерация


Аннотация. В статье рассмотрены теоретические модели отношений между органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (заказчик) и организациями, оказывающими услуги по разработке стратегий социально-экономического развития (стратегический консультант). Прослежена эволюция этих отношений и рынка территориального стратегического консалтинга от момента возникновения территориального стратегического планирования в России до настоящего времени. Обозначены факторы, вызвавшие серьезные изменения в моделях отношений «консультант – заказчик» после принятия Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и ужесточения норм государственных закупок. Теоретические построения подкреплены высказываниями руководителей нескольких ведущих российских консалтинговых команд. Проведена упрощенная типизация консультантов («инноватор», «прагматик», «оператор перемен») и заказчиков («прогрессор», «формалист», «популист»). Определены существенные характеристики возникающих содержательных отношений: позиционирование консультанта («инноватор» или «аутсорсер»), глубина вовлечения сторон в процесс стратегирования, уровень участия руководства заказчика, формы и регулярность коммуникаций, совместимость мировоззрений. В качестве базовых моделей определены предпочтительная – «Партнерство при лидерстве консультанта» и неэффективная – «Доминирование заказчика при его низкой заинтересованности». При этом ключевой характеристикой является позиционирование консультанта, которое соотнесено с сегментацией рынка территориального стратегического консалтинга. Выявлена проблема «усталости» от стандартного стратегического планирования и предложены варианты модификации данного процесса. Систематизированы проблемы, осложняющие формирование эффективной модели отношений «консультант – заказчик», связанные с системой отбора и найма консультанта по правилам госзакупок. Предложены рекомендации по совершенствованию процесса стратегического планирования, адресованные заказчикам и консультантам и основанные на приближении к модели их отношений, которая была оценена как наиболее продуктивная.

Ключевые слова: рынок территориального стратегического консалтинга, стратегическое планирование, модели взаимодействия «консультант – заказчик», доминирование, партнерство, государственные закупки

Цитирование. Жихаревич Б. С., Марача В. Г., 2020. Стратегический консультант и заказчик: модели взаимодействия // Региональная экономика. Юг России. Т. 8, № 1. С. 75–87. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2020.1.7

Вложения: /eng/contacts/7_Zhikharevich_i_dr.pmd.pdf