Сафаров С.М. Возможности взаимодействия институтов социального предпринимательства и территориального общественного самоуправления

Сурен Мартуниевич Сафаров
ООО «СИНЕРГИЯ», г. Калуга, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается роль социального предпринимательства в муниципальной экономике. Проводится анализ направлений формирования инфраструктуры поддержки социального предпринимательства в регионах страны. Комплекс мер, реализуемый в настоящее время на федеральном и региональном уровнях, позволил вывести сферу социального предпринимательства на качественно новый уровень развития. Это проявляется в росте конкуренции на рынке предоставления социальных услуг населению и повышении качества оказываемых услуг за счет увеличения количества негосударственных поставщиков социальных услуг. Кроме того, социальные предприниматели совместно с органами власти эффективно решают задачу сохранения и развития социальной инфраструктуры. Однако недостаточно высокая степень использования некоммерческими организациями возможностей, предоставляемых сферой социального предпринимательства, значительно снижает эффективность их деятельности, не позволяет более полно использовать имеющийся потенциал развития. Недостаточный уровень проникновения идей социального предпринимательства в сферу территориального общественного самоуправления значительно снижает эффективность функционирования территориальных общин как структурных единиц данного института. Показано, что институт территориального общественного самоуправления развивается недостаточно эффективно вследствие того, что недостаточно полно реализует имеющийся потенциал развития. Территориальные общины преимущественно реализуют электоральный потенциал, в то время как предпринимательский потенциал практически не используется. В то же самое время данные организации имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, не противоречащую заявляемым в Уставе целям деятельности, и вырученные средства направлять на решение задач развития своей территории. В связи с этим предлагается рассмотреть возможность внедрения в практику управления развитием территориальных общин таких инструментов, как социальное предпринимательство, социальный маркетинг.


Ключевые слова: социальное предпринимательство, территориальное общественное самоуправление, инфраструктура социального предпринимательства, центр инноваций в социальной сфере, социальный маркетинг, культура управления собственностью, территориальная община.


Цитирование. Сафаров C. М., 2019. Возможности взаимодействия институтов социального предпринимательства и территориального общественного самоуправления // Региональная экономика. Юг России. Т. 7, № 4. С. 45–53.
DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2019.4.5

Вложения: /eng/contacts/5_Safarov.pmd.pdf