Патракеева О.Ю. Транспортная система Ростовской агломерации: инфраструктурные ограничения и направления развития
Ольга Юрьевна Патракеева
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая лабораторией региональной экономики, Федеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН, просп. Чехова, 41, 344006 г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, OlgaPatrakeyeva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9320-2327
Аннотация. Устойчивое развитие регионов предусматривает единство и взаимосвязь социально-экономической и пространственной подсистем, поддерживаемых путем перспективного территориального планирования, стимулирования агломерационных процессов, запуска проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры. В статье представлены результаты анализа текущего состояния транспортной системы Ростовской агломерации, перспективы ее развития посредством реализации крупных инфраструктурных проектов, выступающих важнейшим инструментом для ускоренного развития и увеличения притока инвестиций в экономику региона.
В число подобных проектов входят «Аэрополис», реализуемый на территории Грушевского сельского поселения, прилегающего к аэрокомплексу «Платов», создание системы высокоскоростных межагломерационных железнодорожных магистралей «Донской экспресс», проект «Ростовского транспортного кольца», направленный на создание кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Ростова-на-Дону. Отмечено, что в настоящее время одной из главных проблем Ростовской агломерации является высокая загрузка основных транспортных маршрутов, соединяющих агломерацию с прилегающими пригородными районами области, а также дорожной сети Ростова-на-Дону. В результате экономического анализа определено, что строительство автомобильных дорог, расширение проезжих частей, совершенствование развязок и перекрестков не только не стимулируют рост экономики, а скорее обостряют проблему перегрузки транспортной сети. Для снижения загруженности дорожной сети необходимо проведение согласованной градостроительной и транспортной политики, нацеленной на повышение качества работы общественного транспорта, сдерживание использования легковых автомобилей. Одним из решений проблемы загруженности транспортной сети агломерации может стать формирование полицентрической агломерационной модели, позволяющей снизить транспортную нагрузку на мегаполис.
Ключевые слова: Ростовская агломерация, транспортная инфраструктура, инвестиции, транспортные проекты, мультипликативный эффект, пробки, дорожная сеть.
Цитирование. Патракеева О. Ю., 2019. Транспортная система Ростовской агломерации: инфраструктурные ограничения и направления развития // Региональная экономика. Юг России. Т. 7, № 3. С. 134–143.
DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2019.3.14
Вложения: /8_Patrakeeva.pdf